Полтора года назад в России была сформулирована стратегия развития ИИ. Два десятка стран, принявшие национальные ИИ-стратегии, видят пути развития искусственного интеллекта примерно одинаково, но интересы государств не совпадают, а часто – противоречат. Задача государственных органов, ответственных ...
Популярные статьи
Существует много определений термина «контроль над вооружениями», но в самом широком виде его можно определить следующим образом: «концепция «контроля над вооружениями» включает в себя любые соглашения между несколькими государствами с целью регулирования определенного аспекта их военных возможносте...
Данная научная записка посвящена новой стратегии кибербезопасности США, которая перешла от традиционной политики сдерживания к политике постоянной вовлечённости. Автор обращает внимание на её критику экспертным сообществом ввиду того, что она может привести к милитаризации киберпространства, а также...
Опрос
Авторы

- Должность : Начальник Управления сопровождения ВЭД и Дистанционного обучения – Ответственный за экспортный контроль
- Место работы : АО «Русатом Сервис»
Российский опыт в сфере нераспространения и экспортного контроля остается востребованным на международном уровне
C 28 по 30 марта 2022 года в г. Дубай (ОАЭ) прошёл Форум по ядерному нераспространению «Вызовы и возможности 21 века» (Forum on Nuclear Non-Proliferation «Challenges and Opportunities in the 21st Century»), организованный Федеральным управлением по ядерному регулированию ОАЭ (FANR – Federal Authority for Nuclear Regulation). ПИР-Центр не остался в стороне от данного события и задал несколько вопросов участнику и спикеру данного мероприятия, выпускнику-члену Сообщества «Под знаком ПИР», руководителю управления сопровождения ВЭД АО «Русатом Сервис», аттестованному ФСТЭК России специалисту по экспортному контролю Марии Роскошной.
Мария, что Вы можете сказать о составе участников конференции? Какие вопросы были включены в повестку обсуждения?
Состав спикеров был максимально диверсифицированный: представители органов государственной власти, международных организаций, академических кругов и сотрудники некоммерческих организаций, занимающихся вопросами нераспространения. Преобладали участники из ОАЭ и США.
Повестка конференции охватывала широкий перечень тем и вопросов: правовые основы, использование новых технологий, вопросы применения санкций в целях ядерного нераспространения, процедуры экспортного контроля в академической сфере.
Чем Госкорпорации «Росатом» смогла заинтересовать искушенную публику? И как Вас принимали с учетом текущей геополитической ситуации?
Госкорпорации Росатом является признанным авторитетом в сфере ядерного нераспространения и процедур экспортного контроля. И это не подлежало оспариванию. Кроме того, с FANR у нас уже сложились отношения, проверенные временем, ведь в самом начале 2020 г. мы с коллегами организовывали тренинг для представителя регулятора, где обменивались лучшими практиками в области экспортного контроля (ЭК).
Не остался без внимания наш опыт реализации ЭК на национальном, отраслевом и корпоративном уровнях, который был представлен в рамках доклада «Russia Nuclear Non-Proliferation Legal Framework». Российская законодательная практика в этой области бесценна.
Но особый интерес вызвали российские методы реализации ЭК в академическом секторе. Этому вопросу был посвящен доклад «Licensing Educational Institute. Export Controls in Academia. Russian Approach». Обсуждение данной темы было продолжено в рамках панельной дискуссии, участниками которой стали представители университетов ОАЭ. Вопросы ЭК являются актуальными для них в рамках организации образовательных программ, ориентированных на иностранных слушателей по «чувствительным» тематикам.
Есть ли ожидания по углублению взаимодействия с зарубежными партнёрами по вопросам ядерного нераспространения и ЭК?
Да, конечно. Прежде всего есть заинтересованность в имплементации российской практики соблюдения процедур ЭК в академической сфере. Уже в ближайшее время мы планируем провести очные консультации по этому вопросу для ряда университетов ОАЭ в партнёрстве с их регулятором FANR. Кроме того, заинтересованность в тренингах, представляемых нашей организацией, высказали еще ENEC и NAWAH – компания-владелец и оператор АЭС «Барака».
Что у Вас вызвало наибольший интерес в рамках данной конференции?
Обсуждение проблем, связанных с неосязаемой передачей. В настоящее время это наибольшая зона уязвимости в рамках процедур ЭК. Здесь требуются новые решения и подходы, такие, например, как технология блокчейн (blockchain). Об этом шла речь в докладах коллег из Института стратегических торговых исследований (STRI) и Центра Стимсона, США.
Данная технология лежит в основе проекта «SLAFKA», который реализуется в сотрудничестве Финским управлением по радиационной и ядерной безопасности (STUK), Центром Стимсона и Университетом Нового Южного Уэльса.
Задача данного проекта - проверить потенциал технологии блокчейн для решения проблем, связанных с управлением информацией о ядерных гарантиях финским регулятором. Речь идет о соблюдении требований конфиденциальности информации и обеспечении безопасной передачи данных.
Мария, если резюмировать, что для Вас стало итогом данной конференции? Какие общие впечатления оставило данное мероприятие?
Могу сказать одно, российский опыт в сфере нераспространения и ЭК остается востребованным на международном уровне. Но и нам есть, чему поучиться. Поэтому очень важно оставаться в сообществе и не терять связи с внешним миром.
Выходные данные cтатьи:
Интервью проводила стажер ПИР-Центра Анастасия Куликова 28 апреля 2022 года.